среда, 20 февраля 2013 г.

И СНОВА О ЮНОШЕСКОМ МАКСИМАЛИЗМЕ

   Здравствуйте, дорогие читатели и посетители моего блога!


  Прежде чем продолжить мое новое повествование о моей жизни и работе в пионерском лагере, мне хотелось бы кратенько пробежаться по комментариям моих уважаемых читателей:

  Я уже писала, что вовсе не собиралась писать воспоминания на эту тему. Идея возникла при просмотре альбома в поисках нужного  фото. И то, что было пережито тогда, конечно, уже в адаптации сегодняшнего взгляда, было положено на страницу практически "вживую"
 моим языком. Я же не писатель и не журналист, а потому никакого отношения к стилям и жанрам мои работы не имеют. Это обычные выписки из дневника моей жизни.

  Никакой идеализации образов. Просто опущены острые(на тот момент) ситуации, которые сегодня никакого значения не имеют.В статьях нашла отражение яркая целостная положительная картина. А то придет ко мне в гости один из моих героев, почитает и подумает: "Вот, только плохое обо мне и запомнила".

  И я другую цель преследовала. А разбор поступков с педагогической точки зрения я оставляю классикам педагогики. А я лучше продолжу свое повествование о жизни во вверенном мне 12-м отряде - детей школы-интерната.

   С учетом детских пожеланий напланировала я такой список дел, что даже не опытному и не сведущему в этих делах человеку стало бы понятно, что выполнить это за месяц не реально. Об утверждении плана я тоже не переживала, смогу объяснить: дети видели много интересных мероприятий и им тоже хотелось быть организаторами, участниками.

  А в процессе подготовки и проведения мероприятий дети сами поймут, что все сделать невозможно. И выберут самые-самые интересные. (Забегая немного вперед, напишу, что расчет оказался верным).

  После торжественной линейки Представления отрядов, мы занялись подготовкой к Костру Дружбы или его еще называли Костер откровений.
 Это был самый большой, самый больной и самый счастливый костер в моей жизни!
  
  Ушли недалеко от лагеря(для первого раза все таки боязно  было). Выбрали поляну: такая аккуратненькая и кругленькая, как по заказу. Разбили палатки. Приступили к костровищу. Вот еще раз хочу отметить: все делалось с таким знанием дела, как будто дети каждый день этим занимались. А ведь для большинства детей это был первый поход, первый костер в жизни.

  Некоторые потом у костра похвастаются, как сбегали из лагеря и наблюдали за костром других отрядов  Посередине поляны была выкопана огромная(причем, правильной формы) звезда с высокими бортами. Заготовили материал. Сделали первую пробу костра: приготовили ужин(вот я вам скажу тушенка была - одно мясо. И сгущенки нам 
дали - не пожалели. Вообще питание в лагере было отличное.) Вот это ка-а-айф!






  Костер предполагал бессонную ночь. Кто был на таких кострах, знает, что и спать-то не хочется. А после той ночи у меня вообще надолго сон пропал.

  Костер начинает вожатый своими откровениями. Среди вожатых было принято говорить о работе в этом легере в предыдущей смене. Начинаю. Несколько человек чуть ли не хором подсказывают. Продолжаю, то же самое.
 - А вы откуда знаете?
 - А мы все о вас знаем. - хвастаются. А вы говорите идеализация: сбегали из отряда, чтобы понаблюдать "за цивилизованной жизнью".

  Я представила себя на месте их воспитателей...
 - Тогда давайте я вас послушаю, я как раз о вас ничего не знаю. - сказала я, смеясь( не смешно вовсе, но для разрядки нужно).
  
  В глубоком оцепенении слушала я до утра. Это были  рассказы, небольшие рассказики и целые повести. Складные и корявые, но все насквозь  пронизанные детской болью. И какая-то незримая линия делила детей на две категории. Дети, не ведавшие ничего о своих родителях, 
 заканчивали свое повествование более оптимистично. Верили, что родители их заберут.

  И вот уж, действительно, "особые", которые знали о своих родителях, были свидетелями семейных драм или вообще трагедий. Малоразговорчивые, обидчивые, ершистые. Один из таких - Тема-Темочка-Артем - светловолосый, голубоглазый мальчуган, неполных двенадцати 
 лет даже по голове погладить не разрешал. Только к концу смены немного пообвыклись с ним. Помощник был незаменимый, но держал на расстоянии.

  В лагерь утром возвращались уже друзьями - обычное явление после таких костров. Но нас связывало еще нечто большее: пусть еще хрупкая,  но все же ниточка доверия. Они пообещали не уходить  за территорию лагеря, Значит, будем жить и дружить дальше. А дальше...

  А дальше я вам открою небольшой секрет, только вы меня не выдавайте. Я заметила благосклонное к себе отношение руководителей лагеря.
 Нет, я не злоупотребляла этим, я умело этим пользовалась.

  В других отрядах время тихого часа срабатывало безотказно. А здесь никак. И я предложила детям пойти на речку.В других отрядах постарше я это тоже применяла. Срабатывало на все 100%.  А здесь воцарилась непонятная тишина. Ладно, проехали. Потом Максим мне пояснил, что у девочек нет купальников, а мальчики из солидарности не пошли. Но бегали "в самоволку".  Вот вам и новая задача.  И как ее решить?

  Вы не поверите, но вопрос решился  за два дня. На планерке я поделилась нашей проблемой и попросила разрешить  нам тоже работать в производственном цехе, участвовать в сборе лекарственных трав. Разрешили: дети за одну смену делали по три и более нормы. Но это 
 может и решило бы вопрос,  но со временем.

  На помощь пришла старшая вожатая(девушка хоть молоденькая, но умная, инициативная). Предложила вожатым поговорить в своих отрядах, чтобы небольшую часть ими заработанных средств передать нам. На наших планерках присутствовали представители от отрядов. Кто-то из девочек предложил организовать что-то вроде ярмарки. Короче, клич был брошен и работа закипела.

  Продавали друг другу все, что только можно было. Некоторые отряды вообще полностью жертвовали дневной заработок в наш фонд.  Не остались в стороне и взрослые, давали "наличкой". Вот так славненько у нас получилось! 

  Две девочки от отряда вместе со старшей вожатой были откомандированы в город за покупками. А в лагере был объявлен праздничный ужин,  посвященный... Да, да, мы "зарыли камень вражды" и включились в общий ритм жизни лагеря. До конца смены мы были объектом всеобщего внимания и уважения. А, забегая вперед, сообщу, что после окончания смены дети обменивались адресами и не только. А галстук с росписями детей этого отряда тоже для меня особенный.

  На одной из планерок Нина Михайловна попросила меня задержаться и мы прошли на склад к завхозу. Там мне показали детские вещи, ранее забытые детьми и невостребованные. Постиранные, они аккуратными стопочками лежали на полках. Для чего? Для кого?
 Решили деликатно предложить моим детям.

  Дети поменьше восприняли предложение с восторгом, постарше - поскромнее. С ними я ходила отдельно, без сторонних глаз. И дети выбрали себе понравившиеся вещи. Вот и пригодились вещи. 

  Только вот каким-то образом это стало известно в отрядах. Дети сами предлагали свои вещи, обувь. А в конце смены, расставаясь, дарили моим детям вещи со своими автографами. Наверное, по аналогии с галстуками.

 Вскоре мне и помощь подоспела. Молоденькая и очень симпатичная студентка нашего же пединститута  Елена( на фото рядом со мной) .  Слегка застенчивая,  говорила будто пела, выговаривая "л" с французским прононсом. Мы сразу же подружились, а дети тем более были повально в нее влюблены.

  Вот и на нашу улицу пришел праздник. Хотя и до этого я не ощущала будней с этими детьми благодаря их дисциплинированности и сплоченности.
 Данное мне слово они сдержали до конца. Если только за исключением нескольких моментов. Ну,  не без этого же!


  Я вас посвятила всего лишь в короткие эпизоды нашей жизни. Все здесь просто невозможно изложить. Это, действительно, целая книга. Добавлю лишь, что это была моя последняя смена в этом лагере. Мужа перевели по тресту в другую организацию и нужно было упаковывать
 вещи. Но тогда я еще ничего не знала об этом...






10 комментариев:

  1. Валюша, дети всегда максималисты, а мы, взрослые, разве нет? Все люди в любом возрасте хотят всего лишь чувствовать себя нужными, любимыми и сами хотят любить. Спасибо Вам за рассказы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Таня, за моральную поддержку. Согласна, все мы в душе максималисты: кто-то в большей мере, кто-то в меньшей. Так вот люди с большей степенью чаще и попадают под "раздачу". Нужно обладать в достаточной степени твердостью духа, чтобы сохранить себя как ЛИЧНОСТЬ.

      Удалить
  2. Спасибо! Вспомнилось тоже время лагерное. Успехов!

    ОтветитьУдалить
  3. Расстояния.

    Все расстоянья когда-нибудь в круг замыкаются,
    Все из разлук обязательно встречей кончаются.
    Должны проплыть вокруг земли,
    Вернуться в гавань корабли,
    Все поезда в свои вернутся города.

    Шумный вокзал то встречает друзей, то прощается,
    Мы расстаёмся, но мы ведь и снова встречаемся,
    Чтоб снова встать в орлятский круг,
    И снова знать, что рядом друг,
    И песни петь, чтоб больше не было разлук.

    Все расстоянья когда-нибудь в круг замыкаются,
    Все из разлук обязательно встречей кончаются.
    И через год, и через пять,
    С тобой мы встретимся опять,

    Ничто не сможет нашей встрече помешать.
    Чтоб снова встать в орлятский круг,
    И снова знать, что рядом друг,
    И песни петь, чтоб больше не было разлук.

    ОтветитьУдалить
  4. Валентина!Спасибо за воспоминания.Мы все родом из детства.Рада знакомству.

    ОтветитьУдалить
  5. Ирина, спасибо, что посетили мой блог. Взаимно рада знакомству и жду вас в моих кругах.

    ОтветитьУдалить
  6. Валечка, как всегда, прекрасный пост! Прикоснуться к тому времени-очень приятно! И я согласна с тобой, что все мы в душе максималисты!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Благодарю, Люба. Я очень ценю людей, которые несмотря на подводные камни и крутые повороты в жизни смогли сохранить в себе это качество.

    ОтветитьУдалить
  8. Валя, замечательная статья. Я читая ваши статьи всегда ощущаю то щемящее состояние в душе, когда вспоминаю своих друзей , выросших вот в таких интернат п/х. Домашняя девочка из обеспеченной семьи, но мне никогда не запрещали дружить с интернатовскими. Тем более , что в нашей семье каждые каникулы жила девочка, с которой до сих пор , мы считаем себя сестрами. Забрать из интерната- у нас уже было своих трое детей, моим родителям не разрешили. Поэтому как выход- каникулы. Жизнь деток в интернатах поэтому знаю . Валя, вы редкая умница и талантливый педагог.

    ОтветитьУдалить
  9. Благодарю, Олечка, за отзыв. Конечно, очень приятно получать похвалы и награды, но я все время ощущала неловкость при их получении. Так как полагала и полагаю, что талант педагога заключается в искренней любви к детям. Дети сами генераторы идей и со стороны взрослого нужна лишь корректировка и задание направления. Даже осуществление идей выполняется их руками. Вот и весь талант.

    ОтветитьУдалить