среда, 16 января 2013 г.

МАКСИМАЛИЗМ - ТЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА



              Здравствуйте читатели и посетители моего блога!

  Вот уж не думала, что буду писать мемуары на школьную тематику.  Хотя тема  знакомая,  родная. Но в  группе есть педагоги, которые так и подзадоривают  своими педагогическими постами. И я решила с вашего позволения посоветоваться, поделиться своими мыслями, воспоминаниями.
                                                                                                                                 
  Так сложилось, что семья старшего сына неполная: внук без мамы, сын без жены. Я не буду вдаваться в подробности,  остановлюсь лишь на моменте, что сын - человек взрослый, а внуку приходится заменять маму, насколько это у меня получается. Мы с ним дружно шагаем по жизни, растем, взрослеем. И вот мы уже учимся в 6-м классе.

  Особенностью этого периода является то, что ребенок в этом возрасте отрывается от материнского  биополя и  начинается формирование своего "Я". Это не то детское "Я сям". А уже осмысленное, взрослое, самостоятельное "Я", которое мы должны понять, принять и считаться с этим.



  Не так просто дается  нашим детям этот период. Педагоги помнят из курса психологии "кризис 13 лет", когда  даже самые послушные дети совершают нелогичные поступки: дерзят, становятся раздражительными,  подвергают сомнению слова взрослых(и родителей тоже), то беспричинное повальное  веселье, то приступы депрессии, ссорятся без видимой причины, впервые влюбляются и многое другое. Жуткие правдолюбы и правдоискатели. Именно в этот период  и идет уклон в сторону юношеского максимализма.

  ВНИМАНИЕ! ВАШ РЕБЕНОК ВЫРОС ИЗ ПЕЛЕНОК! Будьте терпеливы, чтобы уберечь эти хрупкие проростки.
 Характерно, что мальчики объединяются чуть ли не в целые коммуны, в то время, как девочки группируются по 2-3 человека.

 В классе моего внука мальчики еще в начальной школе организовали братский союз "ЖСССР", где Женя + Сережа + Саша + Сережа + Руслан. И сейчас они заняты изобретением своего Кодекса, эмблемы, устава и др. символы и атрибуты. Какая тут учеба? Они не реагируют ни на какие доводы. Наверное, им это важнее сейчас.
                                                                                                                                 
  Другим стал мальчик и дома: стал ответственней относиться к домашним поручениям(выполняет без напоминаний), пересматривает режим дня для более рационального использования времени. 

  Раньше на дворовую площадку провожала напутствиями: "Голову ключи, телефон взял?" и ходила забирать(небезопасно, много примеров нехороших). То теперь за этим симпатягой заходят девочки и в их присутствии я уже не смею так говорить.

  Особенно после того, как однажды уходя, хитро сощурив глазки, он лукаво произнес: "Голову включил, телефон взял. Встречать не нужно. Приду вовремя".

  Но я все равно допускаю вольности и инкогнито хожу в места тусовки внука. Доверяй, но проверяй. Пока возраст позволяет. И, убедившись, что дети мирно катаются на коньках, я удаляюсь... в прошлое лет эдак на 30 вслед за воспоминаниями о юношеском максимализме.

  В свое время я написала в местную газету целую серию статей под названием: "Максимализм - ты родом из детства". Прожита большая часть жизни, но я так и осталась представительницей этого направления, по всей вероятности и притягивая к себе подобных. Ох и доставалось мне порой за мои убеждения! В чем только меня не обвиняли,  но я выстояла. На том и стою поныне. Но я, кажется, забежала вперед...

  По окончании учебного года я уезжала работать вожатой, воспитателем в пионерский лагерь, расположенный в лесу на берегу реки Оки. Туда же к нам приезжали на стажировку студенты пединститута. 

  Отряды были большие, до 45 человек. Знакомились быстро, расставались трудно. И с нетерпением ждали следующего лета. Нужно отметить, что штат почти не менялся. На отрядах работали в парах, пары менялись на каждую смену.

  Вскоре все мы стали замечать, что в моем отряде собиралось больше мальчиков. Затем  к начальнику лагеря и ко мне стали подходить родители с просьбой определить ребенка в мой отряд. С одной стороны это лестно, а с другой стороны - неприятно. Были ребята и поталантливее. А дух соперничества никто не отменял. 

В качестве поощрения отряд-победитель награждался путевкой. Это были поездки по разным городам страны: Москва - ВДНХ, Калуга - музей Циолковского и т.д. И поездить хотелось всем.

  Причина вскоре выяснилась и совсем неожиданно. Был у нас студент с исторического факультета - Юра(прости, Юра, если узнаешь себя). С ним никто не хотел становиться в пару. Начальник лагеря просит меня стать с ним. 

 Ладно, Юра так Юра. И вдруг этот Юра почти криком заявляет: "Я не буду с ней работать!" Я опешила: не я с ним, а он со мной. А главное, почему?  И Юра добавил уже не так воинственно: "Она такая максималистка. У нее дети землю едят".

  У меня аж слезы выступили на глазах от обиды. Вот предатель!

 Тут среди тишины раздался голос старшего воспитателя, человека в возрасте, 30 лет отработавшей тренером в детской спортивной школе:

 - А вы что боитесь, что вас заставят есть землю? Я тоже максималистка и не стыжусь своих убеждений.
 И добавила:
 - У нее дети, уезжая, плачут, родители стоят в очереди. А с вами даже никто в пару не хочет становиться.
 Короче, отработали мы с Юрой почти нормально. А вот дальше он у нас в лагере больше не появился.
                                                                                                                   
  А я, предвкушая ваш вопрос, опишу событие, упомянутое Юрой...

 Однажды на планерке старшая вожатая объявила, что можно уходить с детьми в поход  на несколько дней. Естественно, я вызвалась первой. После недолгого колебания вожатая согласилась. Ее замешательство было вызвано тем, что у меня заболела воспитатель. И я была на отряде одна. Приходили вахтовым методом помогать все, кто был свободен.
 Решено было дать мне в помощь...правильно, Юру.

  Выходили этим же днем после полдника. Конечно, тихий час был отменен к всеобщему ликованию. Надо же собраться. Но это были не сборы. Это был показательный урок: "Как не нужно себя вести".

 Определили маршрут, в отряде были местные дети, знающие хорошие места для отдыха. Провожали нас торжественно с линейки под звуки горна и бой барабанов.

  Первый привал был запланирован через два часа. Дети пели все, что знали. Ловили бабочек, кузнечиков, стрекоз. Девочки плели венки, украшая ими свои головы. Один такой красовался на моей голове. И вот через час Юра запросил привал. Дети не соглашались и ждали, что я скажу. А я ждала объяснений от Юры. Их не последовало. Решила все погода.

  Откуда-то налетел натуральный тропический ливень. Естественно, идти дальше не имело смысла. Срочно были разбиты палатки. Но собрать детей в палатки было невозможно. Они словно ошалели: визжали, смеялись, гримасничали, разувшись, бегали по лужам. 

Дождь прекратился так же неожиданно как и начался. Выглянуло солнышко, затрещали птицы,а вода  в лужах прямо на глазах впиталась в землю.

  И тут Юра объявляет о то, что мы возвращаемся. Мы подумали, что он пошутил. Но он строго спросил:
 - Вы идете?

 Дети окружили меня плотным кольцом и ждали моего решения. Это был "удар под дых": я не трус, но речь шла не обо мне. Ночью в лесу одна с детьми, я - пас. Я медлила, а Юра наседал. И тогда произошло следующее: дети, повернувшись ко мне  лицом, заявили:

 - Пусть уходит. Мы справимся.
 И я им поверила. Такое большое количество детей с разных школ города и районов области - и такое единодушие. Это дорогого стоит.

  Спросила, кто хочет вернуться. Из всего отряда был только Саша. Этому полному мальчику было тяжеловато угнаться за нами, хотя я и сдерживала скорость движения(я шла направляющей, а Юра замыкал шествие). 

  Проводив ребят, мы быстро свернулись(пока выясняли отношения, много времени было утрачено) и быстрым шагом направились к плесу. Игнорируя второй привал, мы уже через два часа вышли на окраину леса. И нашему взору открылась дивная картина спокойной водной глади на фоне заката солнца.

  Побросав все, что было в руках, на ходу снимая с себя вещи, дети с дикими криками побежали к воде. С разгону бросались в воду, визжали от удовольствия, ныряли, плескались и в изнеможении валились на прогретый за день песок  Немного сняв напряжение, взялись за дело. Дети были разбиты на группы: костровые, повара, сборщики хвороста, команда по сбору палаток.

  Дети словно муравьи или пчелы четко и слаженно выполняли работу с такой скоростью, что позавидовала бы любая авральная команда. И я убеждена, что их объединяло не только слово, данное мне, а нечто большее. Дело близилось к концу, как  снова  на наши головы обрушился ливень. Как мы вовремя!

  Чем смогли укрыли хворост. Занесли все в палатки и начали готовится к ужину. И тут мы услышали гул мотора. Сразу же нашлись разведчики, которые доложили о том, что к нам подъезжает наш автобус вместе с начальником лагеря и Юрой.

 У детей аппетит пропал: столько потрясений за день. Они же не знали, что это нам подвезли еще палатки. Они  по весу тяжелые и мы взяли только две для привала. А также еду: мы взяли только продукты для ужина и свои гостинцы.

  Единственное, чего даже я не знала, что приедет сама начальник лагеря. Я это связывала с Юрой, который стоял и ухмылялся в автобусе. Дождь стих. И мы пошли навстречу Нине Михайловне.

 - Как дела? - спросила она.
 - Хорошо.
 - А почему так неуверенно?

 - А вы приехали нас забирать? - вопросом на вопрос ответили дети. Вероятно они решили сразу поставить все точки над "и".
 - А вы хотите?
 - Нет.
 - Другого ответа я и не ожидала. Тогда идите разгружайте автобус.

  Повеселевшие дети побежали к машине, а мы с ней шли сзади.
 Я мельком видела, как из автобуса вышел Саша и пошел навстречу детям. Не слышала о чем они говорили, так как была занята разговором. Директриса ушла купаться, а я подошла к детям, которые молча стояли напротив Саши.
 - Что происходит? - спросила я. Но дети как будто не слышали меня.                
 И почти следом  я услышала  Сашу, который в отчаянии почти прокричал:

 - Я землю жрать буду, только не прогоняйте меня!
 Тишина. И только после паузы Вика произнесла:
 - Ешь.

В мгновение ока Саша схватил горсть земли и запихал ее себе в рот. Я пыталась помешать, но бесполезно - проглотил. Эту картину видел Юра. И не только. Эту картину не только видел, но и заснял водитель(по совместительству) автобуса, муж директрисы и руководитель фотокружка в лагере. Но фото не дал, сказал, что не получилось. Может так и лучше...

Поделитесь как организован летний отдых ваших детей, как вы проводили летние каникулы, нажмите на кнопочки соц. сетей:

20 комментариев:

  1. Какая замечательная статья! Сразу вспомнилось далекое время, когда я тоже ездила в лагерь пионервожатой! Всего самого доброго, Валентина, быть хорошей мамой и бабушкой не просто. Себя тоже воспитываешь и к каждому родному сердечку свой ключик подбираешь. Успехов и благополучия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Маша. Дни, проведенные с детьми в пионерском лагере, качественно отличаются от периода учебного процесса. Здесь они свободнее, более открытые. Чего стоят Костры откровения!

      Удалить
  2. Замечательно.Можно смело пересылать в редакцию.

    ОтветитьУдалить
  3. Галина, я рада видеть вас у себя на блоге. Нет, Галочка, я писала для своих друзей, не для редакции.

    ОтветитьУдалить
  4. Валентина! НЕТ СЛОВ! НА ОДНОМ ДЫХАНИИ!сколько сразу воспоминаний лагерного детства. спасибо. а еще- можно?- я думаю, в этой статье- НАСТОЯЩАЯ ВАЛЕНТИНА! именно, то, что внутри- это никуда не скроешь и не уберешь. спасибо.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Оля. Ну, если народ просит, почему не написать. Это самая счастливая часть моей жизни - ДЕТИ! Я их боготворю. Но как учат педагоги из народа:детей нужно любить так, чтобы они этого не знали. Всегда отношусь к ребенку как к равному и при таком отношении очень быстро устанавливается доверие, завязывается дружба, которой я дорожу.

    ОтветитьУдалить
  6. Очень интересно читать. Я тоже в 80-х ездила в пионерлагерь вожатой, хотя не педагог. Детки у меня были помладше и очень любили читать. Даже с других отрядов приходили к нам на наши читки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы тоже читали. В тихий час не всегда засыпалось. И вот чтобы не мешать спящим, читали по очереди. А еще мы инсценировали сказки экспромтом.
      Спасибо, Лена, за комментарий.

      Удалить
  7. Замечательная статья. У каждого из нас много воспоминаний из детства. Дети не только максималисты, они и великие психологи. Дети очень чувствуют фальшь и ценят искренность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно, Люба, воспоминаний в трилогию не поместить. А я сейчас "безбашенная бабуля", а тогда вообще сорвиголова была.

      Удалить
  8. Замечательная статья, Валечка! Вот из таких историй мы лучше и лучше познаем своих виртуальных друзей и коллег. Здорово! Пиши еще!

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо, Люба, напишу по заказу. Таких историй у меня столько пропечатано жизнью, что пожалуй понадобится еще одна жизнь, чтобы об этом написать.

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо, Валентина. Прекрасная статья. И детство вспомнилось, и пионерский лагерь и походы. А самое главное - в каждом слове чувствуется ваша любовь к детям. Дети,конечно же, это чувствовали. Буду ждать продолжения.

    ОтветитьУдалить
  11. И по сей день мне легко удается завязать дружеские отношения с детьми.Думаю потому, что их легко "зацепить" за юношеский максимализм- это у нас как общая тема. Взрослые, подольше сохраняйте в себе островок детства и тогда у вас не будет проблем в общении с детьми.

    ОтветитьУдалить
  12. Валечка! Какая прелесть!Я в восторге от статьи! Вы - ПЕДАГОГ! а это значит: прекрасный друг, прекрасная мама, прекрасная бабушка! А еще и прекрасный писатель!Когда читаешь и видишь "картинку" - значит ПОЛУЧИЛОСЬ! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо, Тамара! Когда писала статью, многократно прерывалась от нахлынувших воспоминаний. Словно заново это прожила: помню все события день за днем, почти всех помню поименно.
    Вот бы собрать всех детей из событий тех дней! Целая армия получится! Какие они сейчас, что помнят о тех днях?

    ОтветитьУдалить
  14. Валентина,статья просто супер. Да ты писатель с Большой буквы.Смело можешь писать свои книги, потому что это из жизни все и люди с удовольствием будут читать. У тебя это получается хорошо.

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо, Маша и рада видеть вас на своем блоге. Писатель - не писатель, но от души.

    ОтветитьУдалить
  16. Гайдаровское что-то мне напомнил этот очерк.

    ОтветитьУдалить
  17. Здравствуйте, Олег!. Вот если честно между нами, как-то не приходило в голову, как это выглядит со стороны. Знаю только, что в духе того времени и в соответствии со своими внутренними убеждениями. Спасибо за комментарий.

    ОтветитьУдалить