среда, 19 июня 2013 г.

НАСТАВНИКИ И НАСТАВНИЧЕСТВО



Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители моего блога!


   












Тема, действительно, требует серьезного рассмотрения, изучения и применения.

  Я не буду здесь писать о маме-няньке, школьном учителе, кураторе ВУЗа, наставниках на различных производственных и  непроизводственных предприятиях - это знают все благодаря созданным государством общественным институтам, академиям.

  У нас много  специальностей и специалистов в этой области: психологи, социологи, экономисты и др.  И все бы ничего. Все работало. Правда, чем дальше, тем хуже. Но всегда находились оправдательные и успокоительные слова, эдакие "пилюли усмирения".


 Но 21-й век, сломав стереотипы, заявил на всю планету: "Я - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕК! Вот вам мощный инструмент - КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА. Изучайте, учитесь, меняйте свою жизнь".

  Докатился и до нас этот клич. Не сказать, что дело продвигалось успешно. Кто-то сел за изучение сразу, кто-то наблюдал со стороны, а кто вообще решил, что ему это не нужно, что он свой век и без компьютера доживет.

  Помню, как на родительских собраниях родители  с неодобрением выговаривали, что их дети занимаются пустым делом в классах, наскоро переделанных под компьютерные. Что деньги нужно было потратить на ремонт школы, а не на приобретение этих "игрушек". А мы отбивались как могли.

  И хотя занятия носили больше игровой характер, а не обучающий(так как не было грамотных программ, протестированных учебников, не говоря уже о том, что просто не было специалистов), идея все же зародилась.

 Тут уже и правительство на помощь подоспело:
 -Курс на компьютеризацию! - грозно указало оно пальчиком. - А не то не видать вам престижной работы. Учитесь или ищите другую.

  Конечно, большое спасибо за такую заботу. Вот только одно маленькое "но", которое со временем разрастается  в большую проблему. Государство забыло расформировать старые  и создать новые институты по обучению и воспитанию новых специалистов. Попытки реанимировать старые не увенчались успехом.

   А с открытием мировой сети Интернета нас просто накрыло лавиной всевозможной информации. Хорошо это или плохо? С одной стороны хорошо: легализовалась до недавнего времени существовавшая полуподпольно форма продвижения товара, получив название сетевой. Хотя на западе и за океаном это давно отлаженная система.

  Функционируют множество интернет-банков, интернет-магазинов, интернет-школ, интернет-проектов. Короче говоря, все то, что вокруг нас, только с приставкой ИНТЕРНЕТ. И, поверив на слово, что это работает, но не зная как это работает, люди валом повалили  в Интернет по-быстрому  "срубить денег". Но не получив желаемого результата, рассказывают теперь всем, что нет в Интернете никаких денег.

  Но при этом практически никто не может сказать где он работал, кем он работал и как он зарабатывал. "А там нет никакой работы. Одни игры  и порнуха" - говорит мне  знакомая. Я пыталась ей объяснить, что есть интернет-магазин, значит есть и интернет-продавец, есть интернет-школа, значит есть и интернет-учитель. Бесполезно, как кремень, стоит на своем. Моей знакомой 52 года. Что это, менталитет или что-то еще?

  А теперь с другой стороны: границы открыты и реальные и виртуальные. И наши соотечественники  могут поучиться в реале за границей или  в школах по интернету. Что они и делали с успехом. Но когда  доходит до создания своего дела в интернете, поистине приходится преодолевать тернии.

  Разбираться долго не пришлось. Причины очевидны: люди психологически не готовы к такому повороту событий. Действительно: 1.Если я не вижу, не могу ощутить, значит этого нет. Вот реальная школа через дорогу и вон реальные дети бегают. А кого учишь ты, где твоя школа?

2.Принцип постепенности: от рождения - сад, школа, ВУЗ.  В итоге - работа по специальности или не совсем, зарплата,  устраивающая или не совсем, рост по карьерной лестнице или не совсем. И год за годом человек наматывает километры по одной и той же дороге: дом - работа, работа - дом. Из года в год парализуя сознание, волю, стремление что-то изменить в своей жизни.

  Я оставляю этого человека наедине с собой, он сам выбрал себе такой путь. Лучше возьму человека, который не пошел по пути первого, а стал искать для себя другой путь. И открыл дверь в интернет-мир. Боже, сколько же здесь всего! Аж дух захватило! С чего же начать? Правильно, изучить. Ищем школу, ВУЗ, академию. Ищем, ищем, что-то уже долго ищем. Наставники, вы где?

  И только благодаря своему упорству человек  по крупицам добывает знания. Статистика свидетельствует: самые продвинутые тратят на обучение от двух лет, если повезет с наставником. А кто же наши наставники?

  Называют себя таковыми многие, но лишь немногие являются таковыми. В основном это случайные люди, дилетанты на деле, которые пользуются тем, что нет еще у нас в достаточном количестве школ и специалистов в этой области. А интернет-наставник - это профессия многопредметная,  объединяющая многие социальные науки. И специфика интернет-деятельности кардинально отличается.

  Ведут обучение энтузиасты - самоучки, которые обучая, сами еще учатся. Смотришь, через 2-3 года свои школы создадут - полупрофессиональные. А еще через 2-3 года - профессиональные, если будут учиться дальше и выдержат конкуренции.

  Здесь на память приходят слова нашего администратора школы - Марины Александровой: "Мы пришли в Интернет надолго. Мы пришли в Интернет навсегда". Так что искренне жаль тех людей, которые прошли трехнедельный курс обучения в школе, решили, что им этого достаточно. По сути обучение только началось. Так что, уважаемые, располагайтесь, устраивайтесь поудобнее.

  А я вам на примере нашей школы обрисую наше наставничество. Но прежде я бы хотела определить само толкование понятия "наставничество". Многим из вас уже встречались такие понятия как КОУЧ, КОУЧ-ТРЕНЕР, КОУЧ-ГРУППА. Как вы думаете, имеет ли это понятие отношение к наставничеству?


  КОУЧ - это КОНСУЛЬТАНТ и занимается он не обучением, а анализом. Его задача - помочь найти СВОЕ решение. Тогда КОУЧ-ГРУППА подразумевает объединение людей уже имеющих базовые знания и занимающихся анализом слабых мест, чтобы изменить свое мышление, понимание и наметить СВОЮ схему действий. Причем сам тренер может и не знать решения верного ответа. КАЖДЫЙ УЧАСТНИК НАХОДИТ ИМЕННО СВОЕ РЕШЕНИЕ.

  Таким образом, КОУЧИНГ - ЭТО ПРОФЕССИЯ.
 НАСТАВНИК же - это не только профессионал, эксперт в своем деле. Это, скажем так, душа-человек. Вот именно он может дать конкретный совет, поможет ученику определить пути развития его карьеры. Наставничество предполагает еще и личные отношения.

  И теперь, я так думаю, вы уже и без моих характеристик можете определить КТО ВЫ. И понимаете, что тому и другому нам еще учиться и учиться.

 Хочу, чтобы вы помнили из какой среды к нам на обучение приходят люди, а также о том, что есть люди, которые идут сами и есть такие, которых  нужно вести. И от этого никуда не деться - дверь любой школы должна быть открыта для всех.

  И в заключение представляю вам четыре типа наставников:
 1.НАСТАВНИК - АКТИВИСТ. Считает, что жизнь научит. Создает искусственные ситуации для получения опыта: бросил в воду - выплыви сам.
               + Создает обучающие ситуации;
               - Количество шишек бывает неоправданным.

 2.НАСТАВНИК - МЫСЛИТЕЛЬ. Уже по определению понятно, что приемы обучения - дискуссии, рассуждения на темы почему получилось - не получилось.
                 Своего рода "психотерапия".
               + Ученик путем анализа находит альтернативу решения задачи;
               - Где много разговора - мало дела.

 3.НАСТАВНИК - ТЕОРЕТИК. Знает и хорошо понимает по каким законам идет развитие процесса и его наставничество в бесконечных лекциях.
               + Именно такой наставник добьется от вас серьезной теоретической подготовки;
               - Если вы не помрете от скуки.

 4.НАСТАВНИК - ПРАГМАТИК. Больше делает, чем думает. Единственное над чем он думает: "ЗАЧЕМ?" и "ЧТО МНЕ ЭТО ДАСТ?"Ценит каждое свое
                 движение.
               + ДЕЙСТВИЕ - ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ;
               - Такой неприкрытый практицизм тяжело воспринимается. 
Ведь чем больше даешь - больше получаешь.

 Какой вывод можно сделать из всего этого: для собственного определения лучше иметь несколько наставников. Поэтому настаиваю, чтобы вы для своего совершенствования не засиживались у одного наставника и на одной теме.

 Успехов и процветания! С вами была модератор и куратор школы Интернет ПРО100 




6 комментариев:

  1. Мы перешли в новое тысячелетие. Жизнь сама продемонстрировала,что старые подходы не работают нигде.Появилась "всемирная паутина". Как в ней себя вести? А тем более как зарабатывать деньги?Без наставника не обойтись. По себе знаю. "Сидела" на одном месте,пока не начала активно искать людей,которые помогут,подскажут,подбодрят. И только потом дело начало продвигаться вперед. Очень благодарна всем своим наставникам. Когда-нибудь я напиш книгу о моем пути в интернет и о благородной миссии наставников,которых в моей жизни немало.Низкий Вам поклон!

    ОтветитьУдалить
  2. Наш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки.
    Наиболее верный путь к успеху - все время пробовать еще один раз.
    Томас Эдисон.
    От себя могу только добавить: выиграют профессионалы. И потому УЧИМСЯ, УЧИМСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИМСЯ.
    Благодарю, Людмила, за понимание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Замечательная и справедливая статья, Валя, благодарю! Мне очень жаль, что я несколько лет использовала интернет только для своего бизнеса, все остальное меня пугало и отталкивало. Мне казалось, что со всех сторон на меня набрасываются незнакомые люди, которые только и хотят, что развести меня на деньги.

      Так было, пока ко мне на почту не пришло письмо с приглашением в школу от Ольги Ананьевой. Наверное, моя интуиция подсказала мне не удалить это письмо , а прочесть его. О, ЧУДО!!! Я попала в классную школу, получила замечательные знания, опыт кураторства и обрела новых друзей-вас, мои дорогие. Даже не представляю дня без ваших новостей и постов!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Любовь!
    Это же так естественно, что человек испытывает неуверенность перед новым, неизвестным. Но любопытство почти всегда берет верх. Что тоже закономерно с точки зрения прогресса.
    Даже если наломаю дров, все равно с пользой: горький опыт + дрова для камина.

    ОтветитьУдалить
  4. Интересный блог, Валя, буду Вашим читателем.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Татьяна, буду очень рада и признательна.

    ОтветитьУдалить