Тема, действительно, требует серьезного рассмотрения, изучения и применения.
Я не буду здесь писать о маме-няньке, школьном учителе, кураторе ВУЗа, наставниках на различных производственных и непроизводственных предприятиях - это знают все благодаря созданным государством общественным институтам, академиям.
У нас много специальностей и специалистов в этой области: психологи, социологи, экономисты и др. И все бы ничего. Все работало. Правда, чем дальше, тем хуже. Но всегда находились оправдательные и успокоительные слова, эдакие "пилюли усмирения".
Но 21-й век, сломав стереотипы, заявил на всю планету: "Я - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕК! Вот вам мощный инструмент - КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА. Изучайте, учитесь, меняйте свою жизнь".
Докатился и до нас этот клич. Не сказать, что дело продвигалось успешно. Кто-то сел за изучение сразу, кто-то наблюдал со стороны, а кто вообще решил, что ему это не нужно, что он свой век и без компьютера доживет.
Помню, как на родительских собраниях родители с неодобрением выговаривали, что их дети занимаются пустым делом в классах, наскоро переделанных под компьютерные. Что деньги нужно было потратить на ремонт школы, а не на приобретение этих "игрушек". А мы отбивались как могли.
И хотя занятия носили больше игровой характер, а не обучающий(так как не было грамотных программ, протестированных учебников, не говоря уже о том, что просто не было специалистов), идея все же зародилась.
Тут уже и правительство на помощь подоспело:
-Курс на компьютеризацию! - грозно указало оно пальчиком. - А не то не видать вам престижной работы. Учитесь или ищите другую.
Конечно, большое спасибо за такую заботу. Вот только одно маленькое "но", которое со временем разрастается в большую проблему. Государство забыло расформировать старые и создать новые институты по обучению и воспитанию новых специалистов. Попытки реанимировать старые не увенчались успехом.
А с открытием мировой сети Интернета нас просто накрыло лавиной всевозможной информации. Хорошо это или плохо? С одной стороны хорошо: легализовалась до недавнего времени существовавшая полуподпольно форма продвижения товара, получив название сетевой. Хотя на западе и за океаном это давно отлаженная система.
Функционируют множество интернет-банков, интернет-магазинов, интернет-школ, интернет-проектов. Короче говоря, все то, что вокруг нас, только с приставкой ИНТЕРНЕТ. И, поверив на слово, что это работает, но не зная как это работает, люди валом повалили в Интернет по-быстрому "срубить денег". Но не получив желаемого результата, рассказывают теперь всем, что нет в Интернете никаких денег.
Но при этом практически никто не может сказать где он работал, кем он работал и как он зарабатывал. "А там нет никакой работы. Одни игры и порнуха" - говорит мне знакомая. Я пыталась ей объяснить, что есть интернет-магазин, значит есть и интернет-продавец, есть интернет-школа, значит есть и интернет-учитель. Бесполезно, как кремень, стоит на своем. Моей знакомой 52 года. Что это, менталитет или что-то еще?
А теперь с другой стороны: границы открыты и реальные и виртуальные. И наши соотечественники могут поучиться в реале за границей или в школах по интернету. Что они и делали с успехом. Но когда доходит до создания своего дела в интернете, поистине приходится преодолевать тернии.
Разбираться долго не пришлось. Причины очевидны: люди психологически не готовы к такому повороту событий. Действительно: 1.Если я не вижу, не могу ощутить, значит этого нет. Вот реальная школа через дорогу и вон реальные дети бегают. А кого учишь ты, где твоя школа?
2.Принцип постепенности: от рождения - сад, школа, ВУЗ. В итоге - работа по специальности или не совсем, зарплата, устраивающая или не совсем, рост по карьерной лестнице или не совсем. И год за годом человек наматывает километры по одной и той же дороге: дом - работа, работа - дом. Из года в год парализуя сознание, волю, стремление что-то изменить в своей жизни.
Я оставляю этого человека наедине с собой, он сам выбрал себе такой путь. Лучше возьму человека, который не пошел по пути первого, а стал искать для себя другой путь. И открыл дверь в интернет-мир. Боже, сколько же здесь всего! Аж дух захватило! С чего же начать? Правильно, изучить. Ищем школу, ВУЗ, академию. Ищем, ищем, что-то уже долго ищем. Наставники, вы где?
И только благодаря своему упорству человек по крупицам добывает знания. Статистика свидетельствует: самые продвинутые тратят на обучение от двух лет, если повезет с наставником. А кто же наши наставники?
Называют себя таковыми многие, но лишь немногие являются таковыми. В основном это случайные люди, дилетанты на деле, которые пользуются тем, что нет еще у нас в достаточном количестве школ и специалистов в этой области. А интернет-наставник - это профессия многопредметная, объединяющая многие социальные науки. И специфика интернет-деятельности кардинально отличается.
Ведут обучение энтузиасты - самоучки, которые обучая, сами еще учатся. Смотришь, через 2-3 года свои школы создадут - полупрофессиональные. А еще через 2-3 года - профессиональные, если будут учиться дальше и выдержат конкуренции.
Здесь на память приходят слова нашего администратора школы - Марины Александровой: "Мы пришли в Интернет надолго. Мы пришли в Интернет навсегда". Так что искренне жаль тех людей, которые прошли трехнедельный курс обучения в школе, решили, что им этого достаточно. По сути обучение только началось. Так что, уважаемые, располагайтесь, устраивайтесь поудобнее.
А я вам на примере нашей школы обрисую наше наставничество. Но прежде я бы хотела определить само толкование понятия "наставничество". Многим из вас уже встречались такие понятия как КОУЧ, КОУЧ-ТРЕНЕР, КОУЧ-ГРУППА. Как вы думаете, имеет ли это понятие отношение к наставничеству?
КОУЧ - это КОНСУЛЬТАНТ и занимается он не обучением, а анализом. Его задача - помочь найти СВОЕ решение. Тогда КОУЧ-ГРУППА подразумевает объединение людей уже имеющих базовые знания и занимающихся анализом слабых мест, чтобы изменить свое мышление, понимание и наметить СВОЮ схему действий. Причем сам тренер может и не знать решения верного ответа. КАЖДЫЙ УЧАСТНИК НАХОДИТ ИМЕННО СВОЕ РЕШЕНИЕ.
Таким образом, КОУЧИНГ - ЭТО ПРОФЕССИЯ.
НАСТАВНИК же - это не только профессионал, эксперт в своем деле. Это, скажем так, душа-человек. Вот именно он может дать конкретный совет, поможет ученику определить пути развития его карьеры. Наставничество предполагает еще и личные отношения.
И теперь, я так думаю, вы уже и без моих характеристик можете определить КТО ВЫ. И понимаете, что тому и другому нам еще учиться и учиться.
Хочу, чтобы вы помнили из какой среды к нам на обучение приходят люди, а также о том, что есть люди, которые идут сами и есть такие, которых нужно вести. И от этого никуда не деться - дверь любой школы должна быть открыта для всех.
И в заключение представляю вам четыре типа наставников:
1.НАСТАВНИК - АКТИВИСТ. Считает, что жизнь научит. Создает искусственные ситуации для получения опыта: бросил в воду - выплыви сам.
+ Создает обучающие ситуации;
- Количество шишек бывает неоправданным.
2.НАСТАВНИК - МЫСЛИТЕЛЬ. Уже по определению понятно, что приемы обучения - дискуссии, рассуждения на темы почему получилось - не получилось.
Своего рода "психотерапия".
+ Ученик путем анализа находит альтернативу решения задачи;
- Где много разговора - мало дела.
3.НАСТАВНИК - ТЕОРЕТИК. Знает и хорошо понимает по каким законам идет развитие процесса и его наставничество в бесконечных лекциях.
+ Именно такой наставник добьется от вас серьезной теоретической подготовки;
- Если вы не помрете от скуки.
4.НАСТАВНИК - ПРАГМАТИК. Больше делает, чем думает. Единственное над чем он думает: "ЗАЧЕМ?" и "ЧТО МНЕ ЭТО ДАСТ?"Ценит каждое свое
движение.
+ ДЕЙСТВИЕ - ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ;
- Такой неприкрытый практицизм тяжело воспринимается.
Ведь чем больше даешь - больше получаешь.
Какой вывод можно сделать из всего этого: для собственного определения лучше иметь несколько наставников. Поэтому настаиваю, чтобы вы для своего совершенствования не засиживались у одного наставника и на одной теме.
Успехов и процветания! С вами была модератор и куратор школы Интернет ПРО100
Мы перешли в новое тысячелетие. Жизнь сама продемонстрировала,что старые подходы не работают нигде.Появилась "всемирная паутина". Как в ней себя вести? А тем более как зарабатывать деньги?Без наставника не обойтись. По себе знаю. "Сидела" на одном месте,пока не начала активно искать людей,которые помогут,подскажут,подбодрят. И только потом дело начало продвигаться вперед. Очень благодарна всем своим наставникам. Когда-нибудь я напиш книгу о моем пути в интернет и о благородной миссии наставников,которых в моей жизни немало.Низкий Вам поклон!
ОтветитьУдалитьНаш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки.
ОтветитьУдалитьНаиболее верный путь к успеху - все время пробовать еще один раз.
Томас Эдисон.
От себя могу только добавить: выиграют профессионалы. И потому УЧИМСЯ, УЧИМСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИМСЯ.
Благодарю, Людмила, за понимание.
Замечательная и справедливая статья, Валя, благодарю! Мне очень жаль, что я несколько лет использовала интернет только для своего бизнеса, все остальное меня пугало и отталкивало. Мне казалось, что со всех сторон на меня набрасываются незнакомые люди, которые только и хотят, что развести меня на деньги.
УдалитьТак было, пока ко мне на почту не пришло письмо с приглашением в школу от Ольги Ананьевой. Наверное, моя интуиция подсказала мне не удалить это письмо , а прочесть его. О, ЧУДО!!! Я попала в классную школу, получила замечательные знания, опыт кураторства и обрела новых друзей-вас, мои дорогие. Даже не представляю дня без ваших новостей и постов!
Здравствуйте, Любовь!
ОтветитьУдалитьЭто же так естественно, что человек испытывает неуверенность перед новым, неизвестным. Но любопытство почти всегда берет верх. Что тоже закономерно с точки зрения прогресса.
Даже если наломаю дров, все равно с пользой: горький опыт + дрова для камина.
Интересный блог, Валя, буду Вашим читателем.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Татьяна, буду очень рада и признательна.
ОтветитьУдалить