среда, 6 февраля 2013 г.

И СНОВА О ЮНОШЕСКОМ МАКСИМАЛИЗМЕ


 
                               Здравствуйте, дорогие читатели и посетители моего блога!


  Когда я писала предыдущие статьи о юношеском максимализме, мне все время не давала покоя одна мысль. И чем больше я пыталась ее заглушить, тем явственнее она возникала в памяти.

 Я поняла, что события, связанные с этой мыслью,  не дадут мне покоя. И у меня было только два варианта решения: оставаться и дальше наедине с этой мыслью или поделиться(выговориться) и, возможно, придет облегчение.

  Но нужно было еще решиться выговориться, не всем нравятся такие темы, в которых перемежаются радость и горе, слезы и смех. И еще неизвестно чего больше. Мне понадобилось время на размышление и на получение согласия одного из главных персонажей событий прошлых лет, отношения с которым я поддерживаю и поныне, несмотря на расстояния
 и прошедшие годы. И я решилась...


  В своей жизни мне приходилось работать с разными детьми: с воспитанными и не очень, со смышленными и не очень, с благополучными и не очень и т.д.
 Но мое повествование о детях особых.

  Наш лагерь расположен в сосновом бору на живописном берегу реки Оки. Эдакий цветущий счастливый островок детства. Здесь проведено множество ярких, насыщенных, счастливых дней моей жизни, которые подарили мне дети.

  Но был на этом острове уголок - автономное государство: со своим уставом, со своими законами. Со своими вожатыми-няньками, со своими мероприятиями.

  Вслух об этом государстве  не принято говорить, а, занятые каждый своей жизнью, мы практически  и не пересекались.Но слухом земля полнится. Из которых мы усвоили, что, если что-то, где-то, когда-то..., то идти нужно туда.

  Догадались? Верно, это были дети школы-интерната, которых на лето распределяли по пионерским лагерям. Дети в отряде были разного возраста: от восьми до четырнадцати. Бессменный воспитатель с внушающим видом.  Вожатые иногда менялись.

  Время от времени на наших планерках говорилось то о пропаже чего-либо, то о драке, зачинщиками которых и являлись именно дети этого отряда, то о бунте внутри самого отряда и воспитатель, вся в слезах, грозилась увезти их назад.
 Тогда, "по умолчанию" моих коллег, мне думалось, что все ей сочувствуют.

  Тогда.., но все начинается с однажды...


 Лето того года выдалось дождливым, временами было даже прохладно. Проводив первую смену, у нас было несколько дней  для отдыха. С детьми, конечно, здорово, но хотелось и между собой пообщаться, да даже просто отоспаться.

  Утреннее солнышко многообещающе светило в окно нашего домика, но не было никакого желания вставать. Но часы показывали чуть ли не полдень. Вот это мы спать!!!   А вокруг тишина, только щебет птиц. Так, никаких дел.
 Планерка в 18-00. Значит, на реку.

  Мало-помалу к нашей даче стали подтягиваться ребята нашего дружного коллектива.
 А из динамика уже доносится знакомый голос нашей неутомимой старшей, которая вежливо пригласила 13-й отряд на обед.

 Да, чтобы там ни было, а обед по расписанию. И прибавочка к тексту: "Просьба всему педагогическому  коллективу  после приема пищи собраться на экстренное совещание". Вот и сходили на речку!..

  Без всяких предисловий директор лагеря пояснила причину срочного сбора: в отряде детей интерната заболела вожатая. Директор школы просит помощи: в школе ремонт, везти детей некуда, заменить некому. И тишина, а глазки книзу.
 - Хорошо, подумайте до вечера.
 Настроение испорчено, говорить не хотелось. Молча разошлись по своим дачам.

  Моя вожатая Ирина уезжала на выходные. Я осталась наедине со своими мыслями и, забегая вперед признаюсь, как мне было стыдно впоследствии за сегодняшние мысли. Настрой был как и у всех, не соглашаться.

  За дверью послышалась возня. Подумав, что это наши, продолжала составлять план на следующую смену. Дверь неуверенно открывается и я вижу двух ребят из "особого" отряда: Валера(на фото волосы ежиком) и Лана. Предлагаю присаживаться.
 Прошли, но остались стоять. А затем дети, перебивая друг друга, говорили, говорили, говорили.



  Из всего я поняла только одно: они давно меня знают и если я их не возьму, они вообще разочаруются в педагогах. Вот хитрецы, лихо подловили. Помню, я пыталась привести доводы, в ответ следовали контрдоводы. Я была потрясена тем, что услышала.

  - Да, у нас не хватает туалетных принадлежностей, но мы делимся между собой, а не крадем у ваших детей.

  - Мы принесли в отряд банки с соком, но мы их не крали. Они лежали в густой траве недалеко от столовой.

  - Да, мальчишки  подрались из-за теннисного стола, потому что нам не дают играть даже тогда, когда там никто не играет.

  - Да, Денис взял в душе полотенце, но там уже никого не было.
    За личные вещи мы должны отчитаться, он боялся, что его накажут...

   И замолчали также внезапно как и начали. Мы молча смотрели друг на друга. По-моему, впервые в своей жизни  я ощутила дефицит речи. Мысли тоже отсутствовали. Я просто не могла одолеть во всем объеме то, что услышала.

  - А вы как сюда попали? Тихий час ведь.- спросила я, понимая всю глупость своего вопроса.
  - Мы отпросились. Только нам сказали, что просить бесполезно, что мы никому не нужны.- С      горечью произнесла Лана.

   Ее слова болью отозвались в моей душе. Но принять решение я не могла. В голове было пусто, на душе было тяжко.
  - Мне нужно подумать.

  Дети ушли. Тихий час закончился и нас позвали на полдник. Я шла по аллее по направлению к столовой. Немного в стороне недалеко от столовой расположена дача 12-го отряда. Я невольно повернула голову в ту сторону и остановилась как вкопанная: все дети отряда кучкой стояли возле дачи и смотрели на меня. Спереди стояли малыши, сзади - ребята постарше, обхватив малышей за плечи. Прошло столько времени, а я и сейчас вижу эту картину.

  Я помахала им рукой, изобразив на лице подобие улыбки. Кушать перехотелось, я вернулась к себе. Нужно было сделать выбор. Да, было страшно, я никогда до этого не была в подобной ситуации. А если не справлюсь?
 А перед глазами  лица детей.

  Вот кто может представить себе все это, тот меня поймет: одно дело сдавать на "отл." экзамен  по педагогике и психологии,  совсем другое - лоб в лоб в жизни.
 Я даже не заметила, что начала писать на листке условия, которые хотела предъявить  детям.

  Так прошло время до вечерней планерки. Решение уже созрело и я спокойно отправилась на совет.
 - Ну, что? Кто надумал? - спросила Нина Михайловна, окинув всех взглядом. - Никто. Так я и предполагала. Тогда  мне придется назначать. И у меня только одна кандидатура - Валентина Ивановна.

  Все присутствующие как по команде посмотрели на меня. Я выдержала эти взгляды сочувствия и спокойно ответила:
 - Я готова.
 - Другого ответа я и не ждала. - произнесла она свою коронную фразу.- Можете сегодня и приступать.



  Я и пошла приступать мимо своей дачи прямо к месту нового назначения. Дети как будто и не расходились вовсе.
 - Ну, здравствуйте! Давайте знакомиться.
 Вот это лавина!!! Такого детского восторга не описать. Да я и не буду. В считанные минуты "меня переехали"  на новое место жительства. И до утра мы прожили в домике, который всю ночь простоял вверх тормашками.

  А утром мы узнали, что наша няня от нас уехала, обвинив меня во всех ночных буйствах. Дети пустились в пляс, но на сей раз я не разделила их радости. Людей не хватало и помощи мне ждать было не от куда.
 - Не расстраивайтесь, мы сейчас все организуем. - сказала девочка, лицо которой было густо усеяно веснушками(я ее так и звала "Моя Веснушка").

  Пятеро ребят повзрослее отделились от остальных. Около них собрались дети поменьше. Получилось пять звездочек.
 А дальше эти дети показали мне то, чем они, собственно, и отличаются от наших домашних детей. Вся дача буквально за полчаса преобразилась и ни малейшего намека на ночной беспорядок.

  Таким же манером они проследовали в умывальную комнату, после чего построились на зарядку. После зарядки старшие доложили мне, что они готовы к завтраку.
 Вымуштровали их так что ли?

  Позже мне Валера расскажет, что вся структура и организация передавалась как бы по наследству от старших, помогая им затем приспособиться в дальнейшей жизни.
 Но тогда я смотрела на все это широко открытыми глазами и думала, что я там даже как бы и лишняя, так для проформы.
 И я повеселела, хотя все еще впереди и обольщаться рано.

  А вот после завтрака и начались у нас первые пни и колоды. Я уже писала, что дети этого отряда не принимали участия в общих мероприятиях. И чем их занимать - нарисовался большой вопрос. Вот уж да, карантинная зона!
  Заезда еще не было и я им разрешила играть в теннис, волейбол, баскетбол.

  Прожили мы день до планерки( хотя детей не было, собирались для обсуждения планов работы на новую смену,  рассматривались текущие вопросы). А у меня так одни сплошные вопросы и были: почему? почему? почему?

  Наши дети собирали лекарственные травы. Был у нас также цех по изготовлению скоросшивателей и других мелких  предметов. За это нам  платили денежки. Пусть небольшие, но все же. Школа интернат в этом не участвовала.
 Прямо дискриминация какая-то. Ведь этим детям деньги нужны даже больше, чем нашим.

  В старт за призовые места тоже не включались. Естественно, по путевкам никуда не ездили.
 На эти и другие вопросы я и хотела получить ответы.
 Все это я и изложила на совете и получила следующий ответ старшего воспитателя.

  - Смело. А ответ простой: им никто не запрещал. Работающие с этими детьми воспитатели отказались. А вы справитесь?
  Ответ, действительно, обескуражил меня. И я замешкалась с ответом.
  - Заставить вас мы не можем, тем более вы одна. Просить человека будем. Но в качестве пробного эксперимента можем разрешить вам вовлечь детей 12-го отряда в общее русло жизни.

  С этим я и ушла к своим детям. Срочно было собрано собрание в отряде(здесь пару слов о специфике проведения собрания у этих деток: пять моих помощников со мной за столом, а пять поменьше просто присутствуют, слушают, учатся. Иногда им тоже разрешалось говорить).

  Элементарно, дети были рады такому нововведению. Еще бы! Сколько раз я видела завистливые глазки детей под окнами нашего цеха и не меньше висящих на заборе, когда мы уходили собирать травы. Выслушала до кучи еще много старых обид и пожеланий, я уложила детей спать, а сама села писать свой план работы на новую смену в отряде ОСОБЫХ ДЕТЕЙ.

  А вот как мы прожили месяц по новому плану, вы узнаете в моей следующей статье воспоминаний.



22 комментария:

  1. Да дети из "особого" отряда трудные, но не потому что они плохие, просто они очень рано сталкиваются с трудностями жизни. И это у них защитная реакция, что бы выжить. А вы, Валентина, что приняли для себя это трудное решение идти в этот отряд. Вы настоящий педагог! Удачи вам!

    ОтветитьУдалить
  2. Нина, они вовсе не трудные. Эти дети рано повзрослели, очень самостоятельные. В целом очень добрые и отзывчивые и очень принципиальные.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересные воспоминания! Да, они тоже дети! Только не надо их идеализировать! Они очень рано столкнулись в своей жизни с жестокостью, горем, и этот след навсегда останется в душе. А работать с ними могут только такие умные педагоги, как Вы,Валентина! Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
  4. Кому-то нужно это было сделать. Замечательно, что есть такие педагоги!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Маша, кто-то должен, а кому-то это и нужно. Я в тот период прошла такую практику.

      Удалить
  5. Какая уж там идеализация, Наташа. Из переписки с Валерием я узнавала как складывалась жизнь после школы некоторых из этих ребят. Некоторые истории вообще не для слабонервных.
    Сам Валера личность яркая, неординарная. В его жизни принимала личное участие директор лагеря. Из-за смены жительства у нас прервалась переписка и я на какое-то время потеряла его из виду.
    Через несколько лет он приехал к нам в гости после демобилизации. Он уезжал в Омск ... к бабушке. Хотя мы знали его как сироту. Как бы то ни было, он жил у нее, называя ее матушкой. Принимал и принимает активное участие в судьбах таких же детей, как когда-то был сам. Директор фирмы, бизнесмен. Семья, но женился поздно. Взрослая дочь и сын-приемыш.

    ОтветитьУдалить
  6. Валя, ты -педагог от Бога! С такой любовью рассказываешь о детях с нелегкой Судьбой.Как прекрасно, что на их жизненном пути встретились такие замечательные люди и педагоги, как ты. Эти ребята это заслужили!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Люба. Я не ахти какая супер-пупер, но детей просто обожаю.
      Я легко поддаюсь их настроению и барьеры учитель - ученик, взрослый - ребенок легко снимаются, после чего устанавливаются дружеские отношения. Но основополагающие, жизненные правила требую выполнять неукоснительно.

      Удалить
  7. Валя,я преклоняюсь пред такими педагогами как Вы!Только к таким тянутся дети,а их очень трудно обмануть.Я несколько раз сталкивалась с людьми успешными в своем бизнесе и в семье и при более близком знакомстве узнавала что они "интернатовские".Действительно-они раньше становятся взрослыми и понимают,что в жизни нужно надеяться только на себя.
    Дай БОГ счастья всем детям у которых нет родителей.А вам,Валечка,низкий поклон!

    ОтветитьУдалить

  8. Спасибо, Олечка, я всегда прошу у Бога дать бездетному ребенку семью.

    ОтветитьУдалить
  9. Валечка, все больше и больше узнаю тебя по твоим статьям. Я благодарю Бога, что познакомилась с тобой. такие педагоги, как ты уникальны. Мне по жизни везло, у меня были именно такие учителя, конечно встречались и другие, но- низкий поклон вам, людям, чей труд в нашем государстве обесценен, но он так велик.

    ОтветитьУдалить
  10. Благодарю, Олечка, за уважительное отношение к нашему труду.
    Я имею много наград и поощрений, в этом плане я не обижена.
    Я как-то спокойно к этому относилась.
    Для меня самой высшей наградой было отношение ко мне детей, что они принимают меня в свой коллектив на равных, не боятся доверить свои секреты, раскрыть свои души.
    Поверьте, это дороже правительственных наград и денежных премий.

    ОтветитьУдалить
  11. Представляю сколько эмоций, впечатлений и воспоминаний на всю жизнь от работы с детьми!

    ОтветитьУдалить
  12. Именно, Владимир, на всю жизнь. Причем, многие из них поддерживали и поддерживают отношения со мной. Бывают и редкие встречи(ведь все взрослые - семья, работа).Так что даже и не нужно память напрягать, все как будто вчера и было.

    ОтветитьУдалить
  13. Валечка, Вы настоящий педагог и человек замечательный. Я горжусь дружбой с Вами!

    ОтветитьУдалить
  14. Благодарю, Анечка, мне очень отрадно, что несмотря на расстояния, на занятость, мы находим время на общение, на дружбу.
    Благодарна всем, кто подал мне руку дружбы и помощи.

    ОтветитьУдалить
  15. Валентина, ваши статьи читать интересно. Они наполнены чувствами, эмоциями и отражают не только Ваш характер, но и характеры Ваших воспитанников. Пишите книгу воспоминаний. Потом, уже Ваши взрослые дети будут Вам благодарны, узнав себя в героях книги.
    Валя, я работала в детском доме 5 лет заместителем директора по воспитательной работе. Я знаю этих "трудных" детей. С ними работать очень сложно, но уж если они кого из сотрудников полюбят, готовы идти за ним "и в огонь и в воду". ВЫ - из числа таких. Успехов Вам, Валентина.

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо, Танюша Никогда не жаловалась на судьбу. Порой было невыносимо больно, порой было тяжело - Бог дал сил на все.
    Довелось и мне несколько лет проработать в детском доме, но там детки-дошколята. Работать там очень сложно: дети тянутся к любому, кто их обласкает, даже "мамой" начинают называть.
    Не смогла, нервы не выдержали.

    ОтветитьУдалить
  17. Милая Валентина, читаю эту статью и плачу, и сейчас плачу. Помню я те отряды... Каждое лето нас туда отправляли. И нас считали не такими как все, но мы были счастливы быть вместе.
    И мне почему-то кажется, что мы были добрее избалованных маминых сыночков.
    И Вы правильно подметили, у нас (по умолчанию) было железное правило: "Один за всех, и все за одного". Спасибо за статью, которая на мгновение перенесла меня в детство, Даже от того, что я сейчас плачу, я счастлива! С уважением к Вам Любовь Астанаева.

    ОтветитьУдалить
  18. Каждый раз, читая подобные отзывы, у меня самой наворачиваются слезы. Перед глазами даже с годами немеркнущие лица этих детей. Больно, очень больно за каждого ребенка, у которого нет семьи.
    Простите Меня, Екатерина, я старалась делать для тех моих детей, что могла. Я поклоняюсь вам. Спасибо, что выжили. Спасибо, что сохранили в памяти. За все спасибо. Помогай вам БОГ.

    ОтветитьУдалить
  19. Почему некоторые люди считают, что мы были несчастными? Мы тоже радовались жизни и у нас тоже были любимые воспитатели, я им до сих пор благодарна за их любовь к нам. И вполне возможно, что мы получили больше хоршего, чем другие, которые были рядом с мамами.

    ОтветитьУдалить
  20. Наверное потому, Люба, что как-то более естественней , когда семья, мама, папа. Ведь несколько воспитателей не смогут дать целому классу, отряду столько нежности, любви, внимания как дома родители, как бы талантливы не были педагоги.
    Хотя порой и в семьях дети растут, завидуя тем детям, у которых ее нет.
    Это жизнь со всеми ее плюсами и минусами.
    Спасибо, что заглянули на огонек. Заходите, буду только рада.

    ОтветитьУдалить